8 (495) 276 05 60info@eaoi.ru

11 февраля 2015
Открытое образование: инновации, которые меняют будущее - экспертное мнение директора Азовского филиала ЕАОИ Захарченко Е.Ю.

Во все времена главным ресурсом общества считался человеческий капитал. Особенно возросло его значение в современную эпоху, когда обнажилась реальная опасность технического самоуничтожения человечества.

Передовые умы никогда не скрывали своего беспокойства относительно данной тенденции и пытались выявить её причины. В этой связи показательно известное завещание Нобелевского лауреата, академика К.Лоренца, где великий учёный призывает мировое сообщество обратить серьёзное внимание на очевидное несоответствие между унаследованными программами действий и теми образцами и канонами поведения, которых требует от человека современное состояние общества и биосферы.

В конце ХХ века в поисках средств спасения от грядущей катастрофы начали появляться инновационные проекты, способные обеспечить воспроизводство и безопасность людей с помощью новых технических достижений. Однако эту уверенность отдельной группы учёных в могуществе современных технологий нельзя считать обоснованной. Ещё Э. Фромм считал такую идею, призванную обеспечить спасение человечества с помощью разработки иных способов существования абсурдной. Более того, он связывал её с ускорением к приближению конца.

Не по этой ли причине в общественных кругах так активно дискутируются интенции, признающие пагубность приоритета накопления материальных доказательств успешности личности. В качестве гаранта безопасности дальнейшего развития всё чаще предлагаются знания. И совсем неслучайно высокий уровень образования, культуры, информационной оснащённости людей начинает рассматриваться как главный критерий отнесённости к развитому обществу.

Вполне очевиден и тот факт, что образование признаётся такой же жизнеобеспечивающей системой, как и общественное производство. Здесь уместно подчеркнуть существенную разницу между ними. Она состоит в том, что в отличие от роста производства, процесс накопления знаний не наносит ущерба окружающему пространству. Вот почему на современном этапе приоритеты развития человечества должны быть расставлены не в сторону экономики, а в сторону образования.

Такая постановка проблемы имеет общепедагогическое значение. И дело не только в содержании, но и в способах организации образовательного процесса. Каким ему быть?

Онтогенез общечеловеческих ценностных предпочтений позволяет трактовать образовательный процесс как всеобщий, качественный, непрерывный. Для того чтобы выстроить такой процесс, необходим учёт особенностей развития самой образовательной сферы. Эти особенности обусловлены как внешними, так и внутренними факторами. Вот некоторые из них.

Известно, что образование всегда было связано с экономическими и политическими аспектами развития общества. Влияние данных отраслей человеческой деятельности находит прямое отражение в педагогической практике и выступает её существенной детерминантой. Их состояние во многом определяет аксиологическую базу образования, сказывается на его функциональной направленности, формирует содержание и методы педагогической деятельности. Замечено, что данное обстоятельство особенно активно обнаруживает себя в критические периоды исторического развития, когда обострение накопившихся общественных противоречий вызывает необходимость модернизации педагогических систем.

В этих случаях цель модернизации определяется практическими потребностями общества и ориентируется на определённые виды человеческой деятельности и общественных отношений. Нынешний исторический этап тому подтверждение. Сегодня в образовании уже нельзя не учитывать укоренившейся тенденции движения общества к новому качественному состоянию: цивилизованности, открытости, законосообразности.

Являясь частью общественной практики, образование всегда вовлекалось в круг социокультурных проблем, формировалось и функционировало в соответствии с общественным устройством, эмерджентные проявления которого находили отражение в содержании образования, влияли на характер педагогической деятельности. Об этом свидетельствует исторический опыт,

запечатлённый в образцах образовательных систем, отражающих запросы общества к образованию, будь то египетские школы жрецов, древнегреческие гимнасии, средневековые университеты или советская система коллективного воспитания.

Так в обществе с ярко выраженным социальным расслоением и тоталитарным управлением появляется потребность в формировании образовательных систем закрытого типа, а общество, в котором сословные контуры размыты, больше тяготеет к системам массового обучения. Там, где общественные структуры отличаются классовой однородностью, допускается формирование систем образования смешанного типа с незначительным сегментом закрытости. Что касается демократических реалий, то они способствуют появлению и укоренению признаков открытых образовательных систем. Особенно ярко это проявляется на фоне нынешней мировой глобализации.

Здесь следует отметить, что закрытые образовательные системы ориентированы преимущественно на авторитарные педагогические методы, а открытые - на гуманные педагогические средства. Неудивительно, что многие века развивались преимущественно закрытые типы образовательных систем, поскольку общественное устройство исключало возможность доступности и открытости образования.

Примечательно, что до сих пор сторонники закрытых образовательных систем пытаются отстаивать их эффективность, ссылаясь на качество усвоения учебной информации. В традиционных образовательных системах такая тенденция наряду со строгим соблюдением регламентов действительно прослеживается, это факт. Вот только действие её, как правило, краткосрочно и негативно отражается на развитии адаптивных механизмов личности. Многими исследователями замечено и проверено, что в становлении и самоопределении личности кардинально важным является, так называемый отсроченный или долгосрочный образовательный результат. Достижение такого результата возможно в рамках открытых образовательных систем, которым присущи

гуманные способы педагогической деятельности. Примечательно, что эта особенность открытых систем инициирует развитие непрерывных форм образования, которые подразумевают поэтапный и пожизненный процесс пополнения и расширения знаний.

Уже сейчас число людей, желающих получить второе, третье и даже четвёртое образование неуклонно растёт. Понятно, что речь идёт не о количественном накоплении дипломов, а о естественном желании человека раскрыть свои сущностные возможности, расширить кругозор, реализовать способность к саморазвитию. Известно, что главным мерилом образованности человека всегда признавалась его способность свободно ориентироваться в окружающей действительности, самостоятельно мыслить, творить. Именно поэтому авторитет известных вождей, философов, святых не нуждался в документальном подтверждении. Рейтинг отнесённости к человеческому идеалу определялся их словами, поступками, стилем общения, образом жизни. В этой связи возьмём на себя смелость предположить, что в недалёком будущем роль документа об образовании (диплом - от др.греч. - лист бумаги, сложенный вдвое) вообще отпадёт.

Отмечая особенности образовательной сферы нельзя обойти вниманием и социальную базу образования. Её основу, как известно, составляют те, кто учит и учится. Они представляют собой своеобразную систему зеркал, в которой пересекаются их личностные интересы и отражается опыт проживания в условиях определённой исторической эпохи, экономической системы. Являя собой качественный срез общества, эти участники образовательного процесса прямо или косвенно транслируют образованию свои ценностные установки, а, следовательно, и предпочтительные правила жизнедеятельности.

Поэтому, проектируя современный образовательный процесс, следует учитывать, что в его основе должно лежать целостное представление об окружающей действительности, в эпицентре которой находится человек.

В противном случае начинает культивироваться способ силового давления в обучении; педагогический процесс перестаёт мотивироваться человеческим

смыслом; содержание образования начинает приобретать строго регламентированный характер, одинаковый для всех. Знакомая картина, не правда ли? Вся беда в том, что эту особенность отечественная система образования, к сожалению, пока ещё не преодолела. В этом, на наш взгляд, основная причина крайней слабости нынешних позитивных трансформаций в современной образовательной сфере.

Между тем нелишне напомнить, что отличительной чертой российского народа всегда была его открытость, которая выражалась в уникальной способности к свободному восприятию духовных, культурных и научных достижений других народов. В этом видится существенная предпосылка развития отечественных открытых образовательных систем.

Опираясь на имеющийся опыт проектирования и управления образованием, попробуем обозначить некоторые принципы, контуры и перспективы образовательной системы открытого типа.

Во-первых, такая система основана на усилении горизонтальных связей человека с наукой, культурой, международным сообществом. Ей чужда элитарная замкнутость, субординация, подчинённость, бюрократизация и прочие вещи, тормозящие развитие личности.

Во-вторых, открытое образование отвечает потребностям развития и самореализации человека в новой социокультурной ситуации. Особенно сегодня, когда на первый план выходят личностные смыслы учения, индивидуальные способности, навыки самостоятельной учебной деятельности и жизненный опыт личности. Главным приоритетом становятся ценности социальной и личной свободы.

В-третьих, открытость образования способна обеспечить доступ личности к целостной образовательной среде. Она гарантирует ей психологический комфорт, эмоциональное благополучие, успешное общекультурное и индивидуально-творческое развитие, опираясь на антропоцентрические принципы.

Особо подчеркнём и тот факт, что открытое образование имеет многофункциональный характер. Это окно в мир, оно открыто жизни, культуре, природе, сфере социальных действий, другим людям и т.д.; открыто для диалога, межличностного и межгруппового общения; открыто для каждого и круглосуточно. Это социокультурный процесс, ориентированный на интерактивную субъектность и позитивное моделирование реальности.

При этом педагогический акцент делается на интересы личности, её практический опыт, индивидуальный выбор содержания и времени его освоения, методы проектного обучения и прочее. Также открытую систему отличает отсутствие всякого насилия над личностью - никаких наставлений, стрессовых ситуаций, конфликтов, исключение социо- и предметоцентрических установок.

Вместо однообразия и обязательности в ней предпочитается свобода выбора, самостоятельная деятельность, оптимистический настрой и общая атмосфера уверенности в успешном усвоении необходимых знаний. Примечательно, что в рамках открытой системы подразумевается такая организация учебной деятельности, которая обеспечивает развитие математического, исторического, литературного мышления вместо привычного усвоения знаний, умений и навыков, или как сейчас принято овладения компетенциями. В результате учение становится не самоцелью, а средством становления человека

Это позволяет человеку самому искать ответы на волнующие вопросы, соотносить свои представления с теми нормами, которые сложились в обществе, круг его общения с другими культурами, эпохами, людьми и взглядами расширяется. Это отражается на многообразии чувств и суждений личности, поскольку, находясь в поле культурного напряжения, человек учится науке самоопределения, вырабатывает жизненную позицию, приобретает способность к открытию новых знаний, терпимость к непривычным мнениям. Широта социальных контактов и умение общаться позволяет ему испытывать

удовлетворённость жизнью. Это помогает ощутить и оценить целостность своей личности.

Напомним, что в основе педагогической деятельности открытой системы лежит гуманистическая педагогика, ориентированная на запросы личности. Она не навязывает свои модели и решения, а предлагает помощь и поддержку, развивает личность, опираясь на её индивидуальные способности, предпочтения и возможности.

Вполне логично, что специфика такого типа образования влечёт за собой переориентацию всех организационных основ педагогического процесса, его целей, содержания, средств и методов обучения вплоть до вынесения учёбы в дистанционный режим. Последнее обстоятельство вызвало многочисленные споры в педагогическом сообществе, которые не утихают до сих пор, даже после вступления в силу Федерального Закона «Об образовании в РФ»(No 273- ФЗ), определившего новый вектор развития отрасли.

Между тем, практика открытого образования уже имеет определённый опыт в данном направлении. Многие ведущие университеты на протяжении нескольких последних лет успешно применяют технологии дистанционного обучения на различных этапах образовательного процесса: создают электронный контент, формируют необходимую материальную базу, отрабатывают методологические подходы. Благодаря этому уже обозначились зримые предпосылки перемен не только в представлениях об эффективных способах открытого образования, но и методах управления этим процессом средствами дистанционного обучения.

Сегодня удобство дистанционного обучения оценило более 13,5% российского студенчества. Популярность данной технологии стремительно растёт. Неслучайно в ближайшее время планируется создание Федерального электронного университета.

Многие годы использует современные образовательные технологии и Евразийский открытый институт. Большая часть студентов института учатся с

использованием электронного обучения или на основе дистанционных образовательных технологий.

Однако наметившаяся перспектива дальнейшего продвижения дистанционного обучения диктует необходимость внесения серьёзных коррективов в менеджмент образовательного процесса. В условиях требований Болонской декларации (переход на кредитно-модульную систему оценки качества знаний) это становится особенно актуальным.

Главная проблема состоит в том, что отечественная система высшего образования, к сожалению, всё ещё сохраняет ориентацию на традиционные методы преподавания и оценки качества знаний. В то время как современная система оценки качества «заточена» на тестирование. С этим нынешние студенты - бывшие выпускники средних школ практически не сталкивались, разве что при подготовке к ЕГЭ. Но это было связано всего лишь с несколькими предметами (3-5). А тут почти все! Данное обстоятельство указывает на необходимость формирования информационной культуры абитуриентов, совершенствования навыков их самоподготовки.

Это подтверждает и наш практический опыт, который показал, что дистанционное обучение по силам только подготовленной части абитуриентов, объективно оценивающих не только преимущества новой технологии, но и свою собственную готовность к самостоятельной учебной деятельности.

Исследования в сфере управления открытым образованием позволили нам выявить и некоторые слагаемые обеспечения эффективности дистанционного обучения. Что для этого нужно?

Во-первых, обеспечить приоритет менеджеризации образовательного процесса.

Во-вторых, часть контента высшей школы адаптировать с помощью привлечения учебного материала из курса средней школы.

В-третьих, провести специальные наблюдения с целью получения информации о том, как ведут себя вчерашние школьники в новых цифровых средах.

В-четвёртых, обеспечить реализацию учебного процесса не только в традиционном лекционно-семинарском формате, но и с привлечением каких- либо собственных студенческих проектов.

И, наконец, организовать поиск, разработку и внедрение новых интерактивных педагогических инструментов, способных выстраивать культурно-ролевую модель образования как альтернативу традиционным профессионально-ролевым образцам.

Особо подчеркнём, что серьёзные трудности при организации дистанционного обучения вызывает категория учебных курсов, которые имеют большую лабораторную компоненту. Последнее время появилось мощное поле виртуальных лабораторий (физические, химические, медицинские и т.п.). На подобные инструменты можно положиться, но стопроцентно заменить реальные лабораторные проекты они, конечно, не смогут. Следовательно, есть смысл включать в практику домашних заданий выполнение студентами открытых самостоятельных лабораторных работ с последующим предоставлением их видеозаписи для оценки преподавателем.

В одном ряду с данной проблемой стоит организация обратной связи с преподавателем на предмет оценивания сложного текстового материала. Сегодня есть определённые попытки автоматизировать этот процесс, но положительного результата в плане обеспечения объективности оценки он пока не принёс.

Отдельное внимание следует уделить и решению таких задач, которые возникают в ходе самого образовательного процесса с применением дистанционных технологий, а именно: как оптимально контролировать выполнение студентами учебных заданий? как организовать рациональное использование времени, отведённого студентам на изучение учебных дисциплин, и избежать перегрузки электронных сетей накануне экзаменационной сессии?

Кроме того, дистанционное обучение не исключает возможность коммуникации студентов друг с другом. Как раз наоборот. Общение в

социальных сетях уже стало нормой современной жизни. Поэтому необходимо обеспечить взаимодействие студентов как внутри конкретной учебной группы, так и со студентами предыдущих выпусков. Это даст возможность обсуждать изученное, осваивать дополнительные материалы, приобретать навыки критического мышления.

Не последняя роль отводится и качеству электронных учебников. Безусловно, они имеют массу преимуществ. Но их вовлечение в образовательную сетку учебного процесса должно сопровождаться процедурой серьёзного отбора не только по содержанию, но и оформлению.

Учёт обозначенных нами особенностей позволит организаторам образования значительно продвинуть онлайн-технологии в отечественных образовательных системах и тем самым усилить в них уже наметившуюся тенденцию к открытости.

Нельзя не отметить позитивную роль дистанционного обучения и в развитии профессионально-личностной структуры преподавателя. Есть все основания полагать, что со временем уровень его квалификации будет определяться пониманием именно тех изменений, которые происходят в информационных технологиях.

Уже сегодня актуализируются разработки моделей образования в социальных сетях, где привычные представления об учебных группах трансформируются в группы социальные. Это предполагает широкое знакомство участников образовательного процесса с учебными планами, рабочими программами и педагогическими концепциями, размещёнными в электронной среде. В результате образовательное пространство становится доступным любым проявлениям положительных тенденций в обществе, науке, культуре.

При дальнейшем развитии электронных средств обучения следует ожидать, что уровень квалификации каждого преподавателя окажется в фокусе внимания широкой аудитории. Ориентир предпочтений обучающихся будет всё больше смещаться в сторону педагога-мастера, способного не просто

передавать информацию, а проектировать учебную деятельность отдельной личности и консультативно сопровождать её в образовательном пространстве. При таком подходе преподаватель становится советником, координатором, соавтором. Всё это будет инициировать стремление к совершенствованию педагогического мастерства. Партнёрство, демократический стиль и нормы человеческих отношений станут органической частью всей педагогической деятельности, а главными составляющими успешности педагога будут: концептуальность, креативность и коммуникативная культура.

Особо отметим, что вопреки бытующим опасениям по поводу неизбежной утраты педагогом своей индивидуальности, открытая система предполагает широкую авторизацию педагогического опыта в электронной среде. Это позволит не только развить индивидуальный профессиональный стиль педагога, но и придать всему педагогическому процессу целостность.

Как видим, то, что раньше в образовании казалось абсурдным и по этой причине отвергалось, сегодня не только приобрело реальные контуры, но и демонстрирует свой общепедагогический и человеческий смысл.

В заключение отметим, что переход к открытому образованию ускорит совершенствование системы обучения, обеспечит появление самоорганизованных и творчески мыслящих специалистов с развитым гуманистическим мировоззрением и новым менталитетом. А самое главное, открытое образование, безусловно, гарантирует неуклонное возрастание роли знаний во всех сферах жизнедеятельности человека, а значит его устойчивой безопасности в меняющемся мире

Евгений Юрьевич Захарченко, доцент, к.п.н, Заслуженный учитель России, Директор Азовского филиала ЕАОИ.

Статья в сборнике

Последние новости